С взглядом в будущее
(044)
400 90 90
Отправить заявку Поиск помещения

Бизнес парк / Налоговые проверки: правовые аспекты защиты юридических лиц

8 Сентября 2009

Налоговые проверки: правовые аспекты защиты юридических лиц

Налоговые проверки: правовые аспекты защиты юридических лиц

Сегодня большинство руководителей предприятий и предпринимателей считают, что «борьба» с налоговиками является лишь пустой тратой времени и средств, что никому ничего нельзя доказать и, что проще оплатить «кругленькую» сумму, которая насчитана по результатам проведения проверки.

Хотя незнание закона не освобождает от ответственности, его знание открывает широкие возможности для борьбы и отстаивания своих интересов, как при проведении налоговых проверок, так и при обжаловании решений налоговых органов.

Правовой основой деятельности налоговых органов является Закон Украины «О государственной налоговой службе Украины» от 04 декабря 1990 года.

Налоговые органы проводят плановые и внеплановые проверки. 

В соответствии со ст. 11-1 Закона Украины «О государственной налоговой службе Украины» плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по месту нахождению такого налогоплательщика или по месту расположению объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.

Важной гарантией прав субъектов хозяйственной деятельности является обязанность налоговых органов не позднее, чем за десять дней до дня проведения проверки отправить письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения. 

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии обстоятельств, предусмотренных вышеуказанным Законом. Например, неподача в установленный законом срок налоговой декларации, выявление в декларации недостоверных данных, реорганизация/ликвидация предприятия и т.д.

Перечень оснований для проведения внеплановой проверки является исчерпывающим, в связи с чем правомерность действий налоговых органов, а, следовательно, защита прав и законных интересов предприятия должна начинаться с момента получения уведомления о проведении налоговой проверки.

В условиях мирового финансового кризиса правительства многих стран поддерживают предпринимателей, внедряя программы лояльности в сфере налогообложения. Постановлением от 21 мая 2009 года № 503 Кабинет министров Украины ввел временные ограничения относительно осуществления надзора (государственного контроля) в сфере хозяйственной деятельности до 31 декабря 2010 года. Налоговые органы являются органами государственного контроля, поэтому на них распространяется действие этого Постановления. Согласно с этим нормативно-правовым актом предписано органам и должностным лицам, уполномоченными законами осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности до 31 декабря 2010 года временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, что в соответствии с утвержденными Кабинетом Министрами Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам ведения хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) по соблюдению санитарного и налогового законодательства, правильности начислений, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов. 

Кроме этого, установлено ограничение относительно проведения внеплановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок, которые проводятся в связи с обращениями физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или в связи с представлением субъектом хозяйствования соответствующему органу письменного заявления о проведении проверки по его желанию. Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года предусмотрены способы обжалования решений налоговых органов: апелляционное и судебное обжалование.

Апелляционное обжалование предусматривает подачу жалобы в высший налоговый орган, а судебное - непосредственное обращение к суду.

Судебная практика свидетельствует о том, что количество выигранных дел с налоговыми органами постоянно увеличивается. Потому призываем к активной борьбе в защите своих законных прав и интересов. 

 

Нет безнадежных дел, есть безнадежные средства их решения.


 

Администрация Бизнес-парка "Нивки Сити" благодарит 
ООО «Юридическая компания «Нобили», 
в лице Фоминой Елены Олеговны
за предоставленный материал